DictionaryForumContacts

 Tigrasha

link 9.05.2009 13:50 
Subject: her canvas down to within a few feet of her gunwale, and her keel only at times being visible. nautic.
Long after all the others had disappeared from the face of the raging sea, she was seen struggling alone with the warring elements, her canvas down to within a few feet of her gunwale, and her keel only at times being visible.

Помогите кто-нибудь. Не ясно, что там "было иногда видно"- паруса или киль. 0_о И что есть вообще планшир.
И как вообще это перевести. Спасибо заранее.

 aleko.2006

link 9.05.2009 14:08 
Gunwale - деревянный брус или стальная продольная полка по обводу корпуса судна для придания жесткости и прочности и для укрепления такелажа.

Или другими словами, верх борта судна. Едва видно было киль, а паруса провисали почти до планшира.

 tumanov

link 10.05.2009 11:37 
Провисать паруса могут в штиль.
Когда речь идет о воинствующих стихиях, провисание парусов - это самое последнее из того, что с ними может случиться.

Речь о том, что паруса зарифлены. А для этого их частично спускают. В результате со стороны видно, что парус "высится" вверх не на всю высоту мачты, а всего лишь на несколько футов от планширя.

++
Что такое планширь.
Почитайте книги Новикова-Прибоя шестидесятых годов издания.
"Цусима", например.
В конце каждой такой книги обязательно есть словарь морских слов, рассчитанный на неподготоленного читателя.

 tumanov

link 10.05.2009 11:58 
.. паруса приспущены так, что от верхних шкаторин до планширя едва несколько фут.

 sascha

link 10.05.2009 12:04 
Сергей, а про киль еще поясните, что это значит her keel only at times being visible? Киль вроде и не должен быть виден все время, собственно, я бы подумал даже что они и вообще не должен быть виден в нормальных условиях?

 tumanov

link 10.05.2009 17:14 
По идее, да, его вообще не должно быть видно. Поскольку это действительно самая нижняя часть корпуса.
Однако, когда в сильный ветер яхта с косыми парусами идет с очень сильным креном - это возможно.
Или когда яхта прыгает с волны на волну, двигаюсь с креном - этотоже возможно.

Но тут, как-то хитро про keel.
Надо еще подумать, что бы это могло быть...
Вроде бы, это возможно, но вот "ONLY at times" как-то не дает покоя.

 sascha

link 10.05.2009 17:28 
Это текст, как я понял, начала XIX века, остается предположить, что тогда словоупотребление могло отличаться от сегодняшнего.

 tumanov

link 11.05.2009 9:13 
Возможны два варианта:

первый, когда у яхты два киля. Такая конструкция используется в местах с большими приливами. Осыхающая яхта остается в вертикальном положении, а не заваливается набок. Естественно при движении яхты под парусом с креном подветренный киль в воде, а наветренный очень хорошо можте быть виден.

...Small bilge keel yacht waiting for the tide to return in Sussex. A bilge keel yacht has two fins attached to the hull of the boat. These fins provide stability in the water and enable the boat to stand upright when the tide is out as seen in this boat picture. ...

 tumanov

link 11.05.2009 9:18 
Второй вариант отталкивается от определения:

keel

n.

On large vessels, a structural member that is the backbone of the ship; it runs along the centerline of the bottom. On small craft, there are many external keel designs that do not run the length of the vessel, such as a fin keel.
The purpose of the keel in small vessels, if it projects sowndward, is to resist leeway forces and to give additional stability. Framed vessels always have full-length keels.

 tumanov

link 11.05.2009 9:31 
http://www.baltic-sunken-ships.ru/page.phtml?id=175&mid=209
...Из-за плоского днища все тьялки имели большие боковые шверты. ...

 tumanov

link 11.05.2009 9:37 

 tumanov

link 11.05.2009 9:37 

 tumanov

link 11.05.2009 9:45 

 tumanov

link 11.05.2009 9:55 
Но по-английски эта штука называется точнее leeboard, все-таки. Хотя автор текста мог и не следить за терминологочиской чистотой :0)

И еще одна классная фотка (простите великодушно, но красива) с британского сайта это подтверждает.

Conditions on Saturday were extremely windy. Because of her sleek hull shape, Winsome barely notices the wind as long as we are pedalling straight into it. However, we really struggled to make a U turn into the wind in the narrow confines of the canal at Saul junction – the minute we turned across the wind, the bow would catch the wind and spin back to leeward. This made life interesting with 20 ton narrow boats bearing down on us – sometimes from both directions. However, inspired by the Dutch tradition (see below), the crew deployed a paddle as a makeshift lee board whilst turning and the problem was effectively solved. Phew.

 sascha

link 11.05.2009 10:14 
И он называет килем этот боковой шверт, которых два? Тогда в переводе это место наверное лучше замять для ясности, написать что она иногда полностью погружалась одним боротом в воду / один борт полностью уходил под воду или что у нее иногда обнажался весь киль...

 Tante B

link 11.05.2009 10:17 
А если качка не бортовая, а носовая?
Простите мою сухопутность, но у вас так интересно! И красиво... %-О

 eu_br

link 11.05.2009 10:24 
Посмотрел по контексту - дело было на западном побережье Шотландии до 1921 г. (дата издания книги), экипаж 3 человека, про лодку сказано только то, что она была wherry-rigged (погуглил, так и не понял, что это значило - ну не моряк я...) но из найденного, в том числе, здесь, http://en.wikipedia.org/wiki/Scottish_east_coast_fishery сомнительно, что про два шверта речь... хотя, кто их шотландцев разберет...

 tumanov

link 11.05.2009 10:30 
Тут есть нюанс. Когда яхта или небольшой парусник идут под парусами, бортовой качки практически не бывает. Парус, наполненный ветром (при условии, что ветер дует в борт, а не с носа, и не с кормы), играет роль огромного демпфера. Яхта имеет постоянный крен, градусов на 15-20.
Но присутствует килевая качка. Из-за малых размеров по сравнению с размерами волны, яхты то зарывается носом в волну, то выскакивает носом из волны. И вот в этот момент можно увидеть киль (как нижнюю часть корпуса). Но это по умолчанию "видеть киль время от времени". В тексте же получается, что киль видно не всегда, и я это понимаю именно этот текст, как то, что обычно этот "киль" виден всегда. Не было бы шторма, мы бы его преспокойненько видели. НО ведь корабль то у нас в тексте не летучий.. Вот у него киль виден был бы всегда :0)

В пользу варианта с "поворотными боковыми наружными швертами" говорит текст, в котором яхта пошла с попутным ветром, под ветер. Именно на этом курсу относительно ветра шверт не нужен, и его специально поднимают для уменьшения сопротивления воды движению яхты. А значит, эти шверты должно быть видно. Они как раз подняты, как на фото. И вот их можно видеть всегда.

 tumanov

link 11.05.2009 10:40 
wherry

n.

A ship's small rowboats usually fitted fith two pairs of oars. Before motor whaleboats, the U.S. Navy used them principally for officers.

Получается: четырехвесельный ял (шлюпка), до использования флотом моторных вельботов, применялся для разъездов офицеров..

Это как раз еще раз подтверждает версию с боковыми швертами. Как видно на следующем фото, у таких лодок в центре корпуса не было места городить швертовый колодец. Там было место для сетей и рыбы.

http://www.newfound.com/wherry.htm

 sascha

link 11.05.2009 11:23 
дело было ... до 1921 г. (дата издания книги), экипаж 3 человека

По времени я ориентировался на годы жизни автора - John Mackay Wilson (1804-1835)

Вот фото модели Norfolk wherry, 19th century, может быть под килем автор подразумевает "уплощения" на носу и на корме, т.е. проще говоря нос и корму?

 eu_br

link 11.05.2009 14:11 
вот, еще нарыл (во мне делать нечего сегодня...)
COBLE, _s._ a small boat, such as is used by fishermen. (Wilson's Tales of the Borders and of Scotland, Volume XXIV)
The cobles of the North East are markedly different from the small coastal fishing boats of anywhere else in Britain. This is most noticeable in the keel arrangement - single in the bows, double in the stern. http://www.worldofboats.org/collection/view/roys_gun/13

 eu_br

link 11.05.2009 14:12 
sascha, с датами конечно Вы правы - я загляделся на картинки и пропустил Ваш пост ))

 tumanov

link 11.05.2009 14:23 
У них получаются кили в традиционном понимании, как нижняя часть корпуса. У этих cobles.

imho, останется этот keel небольшой загадкой...

 

You need to be logged in to post in the forum